23.4.15

Внутренний запрет на конфликт. Что делать с гневом?

Внутренний запрет на конфликт.  Что делать с гневом?

  • Нужен ли гнев человеку?
  • Можно ли запрещать ребенку злиться, гневаться?
  • Почему мне плохо, когда я вступаю в конфликт?
  • Почему я боюсь отстаивать свои права?
  • Головокружение и сердцебиение в конфликтных ситуациях
  • Чувство вины после конфликта


Причины и признаки подавленного гнева


Гнев — посланник самоуважения и самоутверждения. Будучи составляющей частью реакции «борись или беги», гнев является компонентом более ёмкой функции — агрессии, причём это последнее слово буквально означает «продвижение вперед» (агрессия лингвистически противоположна регрессии, которая означает движение назад).


Гнев жизненно необходим психике и телу, чтобы встряхнуть их и побудить к действию. Это конструктивная сила, предназначенная для личных и глобальных перемен. Однако если этой мощной энергии не позволять спокойно протекать и выполнять свои естественные функции, личность человека и его жизнь неизбежно разрушаются.


Как и почему подавляется гнев?

Сам гнев, как эмоция, не является проблемой, — если только не смотреть на него с точки зрения религии, традиционно игнорирующей биологию человека. Основной проблемой является способ выражения гнева: человек, который не умеет правильно использовать силу своих эмоций, только пугает окружающих. Страх порождает запрет на проявление гнева, но от этого эмоция никуда не исчезает — и снова проявляется в устрашающей форме, потому что выражать его правильно нас не учат. Порочный круг замыкается…


В итоге общество, в котором мы живем, не способствует открытому выражению своих чувств. Считается, что мы словно не имеем права испытывать негативные эмоции (в том числе и гнев) – это якобы делает нас неудачниками и плохо воспитанными людьми. Многим внушают идею, что нужно проявлять понимание, видеть позицию другого человека, прощать людям и тому подобное. Однако в большинстве случаев такая установка сводится к полному отрицанию самого себя – собственной позиции, чувств и желаний.


Все дети рождаются со здоровым чувством гнева. Но когда родители пренебрегают или плохо обращаются с нами, пусть и ненамеренно, они обычно заставляют нас подавлять наш справедливый гнев – потому что «старших надо уважать», потому что «хорошие дети не сердятся» и тому подобное. Порицание и наказание ребёнка за выражение гнева — это не способ обучить малыша надлежащему социальному поведению. Истинный результат подобных действий бывает совсем иным: дух ребёнка оказывается сломленным, и он легко подчиняется любой власти.


В результате у человека формируется зависимость от других, побуждающая его воспроизводить детские отношения – это своего рода бессознательная попытка высвободить подавленные гнев и горе. Вот почему многие из нас находят себе партнеров, начальников и друзей, похожих на наших родителей, а затем оказываются глубоко несчастливы в этих отношениях. Ничем не лучше ситуация, когда человек, гнев которого в детстве подавлялся и не было возможности выместить его на ком-то слабее (младшие братья-сёстры или животные), начинает вымещать накопленное на собственных детях, которые беспомощны в той же мере, как когда-то был беспомощен их нынешний суровый родитель.


Признаки подавленного гнева

Подавленный гнев (равно, как и любая другая эмоция) должен рано или поздно выйти на поверхность. Это похоже на напор воды в шланге: если шланг зажат (на него наступили те, кто не позволял выражать свой гнев), то давление воды в нём настолько велико, что выпустить её по капельке положительно невозможно. Попытка проделать маленькую дырочку в стенке приводит к тотальному разрыву шланга. Если просто бездействовать, шланг рано или поздно тоже будет испорчен. Но достаточно шланг развязать — и нормальное течение воды в нём постепенно восстанавливается. Но, если уж доводить аналогию до конца, вся выплеснувшаяся вода непременно превратит «почву под ногами» в грязь, которая ещё долго будет высыхать…


Психологческое состояние человека, не осознающего или отрицающего подавленый гнев: вялый, инертный, пассивный, эмоционально «пресный»; избегает конфронтации и уходит от борьбы (соревнования, доминирования), не умеет отстаивать свои права и предпочитает уступать, не выказывает недовольства (просто «уходит в себя»), не уверен в себе и местами бывает труслив, играет роль «жертвы» или добровольного «мученика». Он находится в состоянии хронической депрессии, страдает апатией или повышенной тревожностью, испытывает чувство вины и одновременно жалость к самому себе.


Однако, когда наступают благоприятные условия, подавленный гнев начинает потихоньку вырываться наружу — в виде раздражительности по случаю мелких разочарований или в ярости по случаю крупных. И мы потом сожалеем о том, что в самый неподходящий момент не сдержались, сорвались, накричали и неоправданно жестоко проявили себя по отношению к другому человеку (чаще всего вообще невиновному). Бывают и крайние случаи… Помните кинофильмы, в которых робкий и тихий человек внезапно начинал крушить всех и вся на своём пути? Подавленные гнев и страх иной раз действительно способны превратить кроткого барашка в безжалостного хищника.


Однако подавленный гнев может проецироваться не только на внешний мир, но и бессознательно обращаться самого себя в открытой форме самодеструтивного поведения или несчастных случаев (на которые человек на самом деле уже зарограммирован). Или же его могут настигнуть болезни: нарушение пищеварения, витилиго, артрит, злокачественные опухоли и многое другое. Кроме того, признаком «зажатого» гнева может быть зависимость от всевозможнх стимуляторов: лекарств, нарктиков, алкоголя, работы, скандалов, секса, телевизора, еды и так далее.


Внешний облик человека, подавляющего гнев и ещё не осознавшего это: глаза безжизненные, тусклые, лишённые всякой искорки; мягкая улыбка (часто одними губами). Разгневанный человек — это человек напряжённый в прямом смысле этого слова: конфликт таится наглухо запертым в напряжённости плеч и верхней части спины, — так называемых мышечных зажимах, — что отражается на осанке и походке. Но, поскольку это напряжение носит хронический характер, оно практически не ощущается человеком. По крайней мере до тех пор, пока его не начинают одолевать боли в спине и шее.



Говори и слушай


"Так вот, сразу после того, как в организме начались какие-то изменения, данные от органов чувств начали поступать к нам в мозг, и начиная с этого момента мы способны подключить осознание и интерпретировать ситуацию как “я злюсь”, “я в ярости” и т.д. В зависимости от того, насколько развит наш эмоциональный интеллект, проходит больше или меньше времени с момент получения мозгом обратной связи от тела и пониманием того, что же происходит с нами.

Некоторые могут понять, что злятся как только запустился процесс, а другие, отмахав кулаками и разбив пару чашек вдруг осознают “да я же злился!”.

_________

"Что значить “я не должна злиться”? Если я испытываю это чувство, то оно уже есть: гормоны начали свою работу, мышцы напряглись, а голос изменился, — я готова нападать и отстаивать свои интересы. Более эффективна будет в этот момент фраза: “Вместо того, чтобы продолжать злиться, я могу …”.

"Теперь мы перестаём оправдывать свой гнев, потому что мы его внутри себя и не определяем, зато у нас появляется необходимость оправдывать наше нападение. Создаётся ложное ощущение, что мы не можем контролировать свои действия, в то время, как мы не можем контролировать именно зарождение эмоции, а действия как раз отслеживать можем. "

Источник: http://govori-slushai.ru/upravlenie-gnevom-prinimaem-chuvstva/



О злости


Там, где она долго подавляется, там теряется доступ к энергии желаний (я не знаю чего я хочу), там со временем появляется переживания "я не знаю кто я, я не знаю какой я"...
Там появляются неконтролируемые вспышки чего угодно - тотальная вина (читай - злость, направленная на себя), там может образоваться депрессия, там появляется внутренний критик, который жирным троллем поселяется в голове и каждый шаг обесценивает, ставит под сомнение собственную хорошесть и что бы не разрушиться от этого всего, возникают проекции во внешний мир...

Она бывает как защита ценного.
А бывает как симптом того, что я в чем-то не беру на себя ответственность за свою жизнь, считая, что другие должны поступать так, как Я считаю справедливым и правильным, что другим и так должно быть понятно что я имею ввиду, даже когда я этого не проговариваю прямо.
Но в любом случае злость - это регулятор собственных границ.
Там, где подавлена злость, там нет ясности в переживании собственных границ. Швыряет то в нарушение чужих, то в чрезмерном прогибании своих.


Злость - она всегда маркер чего-то важного. И как правило является оберткой для более глубоких чувств и переживаний. Но не осознавая злость, мы будто выкидываем коробочки с этой оберткой под названием "злость", не зная что внутри этих коробочек. А там нередко бывают драгоценности, называемые "мои ценности".



Например, в осознание ценности не позволения оскорблять себя.




И да, кстати, там, где подавлена злость, там благодатная почва для зависимых отношений.

Share: